Большой свадебный портал
  Большой свадебный портал
Большой свадебный портал
Большой свадебный портал

Свадебный каталог

Свадебные агентства
Свадебные салоны
Тамада

Аниматоры
Музыканты 
Шоу-группы
Артисты

Свадебный распорядитель

Свадебный танец
DJ

Оформление  свадьбы

Видео съемка

Банкетные залы
Свадебная полиграфия
Свадебный салют

Торт, каравай
Обручальные кольца
Подарки на свадьбу
Туристические агентства

Акции и скидки

Свадебные аксесcуары 
   

Свадебные аксесуары
Свадебные платья

Нижнее белье
Обувь
 

Маникюр
Педикюр
Прически

Медиа-раздел  

Идеи для свадьбы
Девичник
Мальчишник

Выкуп невесты


Словарь  родственников

Все Для свадьбы
       

Сценарии
Поздравления

Свадебные частушки
Свадебный календарь
Игры, конкурсы
Свадебные приколы
Свадебный стол

Свадебные рецепты
Идеи для свадьбы
Развлечения для гостей

Свадебный этикет

Все о свадьбе 



Истории свадеб

Свадебные приметы

Бюджет свадьбы

 
Русский народный свадебный обряд.

Предлагаю забыть на некоторое время о современной действительности, и перенеситесь мысленно к своим прабабушкам и прадедушкам и узнать, как же там проходил свадебный обряд Итак

Парень, решившийся жениться, прежде всего выбирает себе дружка(холостого друга), и с ним, разъезжая по деревням, высматривает себе невесту. Если парню нравилась девица, дружка, применяя все свое красноречие, пытается уговорить девицу выйти за парня замуж. Часто девица соглашается и в доказательства своего желания дает задаток: отдает своему жениху серьги или платок. Это первый шаг сватовства.  Не получить задатка у невесты – значит, не получить ее согласия.

На другой день жених, вместе со своим отцом отправляется в дом невесты: «У вас товар, у нас купец». Если отец невесты согласен выдать замуж свою дочь, то назначается день осмотра имущества женихова. Если же не согласен, то, не высказывая своего желания, сажает сватов за стол и подчует их водкою: это прямой отказ. Случается, что бедный жених, ко дню, назначенному для осмотра  его имущества, наносит в свой дом чужих шуб, загонит чужой скот и показывает будущему тестю чужие засеки с хлебом – за свои.

После осмотра женихова имущества, назначается день образования: обряд этот состоит в том, что отец невесты, снимая с божницы образ, кладет его на стол и, помолившись с женихом, целует его. Потом жених сжигает на прялке своей невесты куделю, вероятно для показания, что девичество ее уже прошло. После этого дело считается окончательно решенным, везде заговорят : «Уже куделина сожжена», значит, дело совсем полажено. Жених уезжает домой и после, каждодневно навещая невесту, привозит ей разных гостинцев. Невеста до бракосочетания проводит время в слезах, поэтому подруги ее по вечерам приходят к ней и, утешая ее, поют ей песни.

Утром, в день бракосочетания два жениховы дружки, имея за поясом по кнуту, приезжают в дом невесты и, от имени жениха, молодого князя, спрашивают у отца невесты: «Все ли готово у вас?» и  «Можно ли взять невесту к венцу?». Получив за свой визит по платку, они обратно отправляются к жениху сказать, что невеста готова и ждет за собой жениха.

В это время в доме жениха собрана вся родня, и отец, благословив сына, отправляет весь «поезд» за невестой.

После отъезда дружек из дома невесты ее подружки собираются к ней в дом.  Одевши ее к винцу, они сажают невесту в передний угол за стол, а сами садятся вокруг стола, и все в молчании ждут жениха. Стол накрыт скатертью, на него ставится деревянное пустое блюдо. Невеста покрыта большим платком, так что не может видеть никого. Увидав приближающийся поезд жениха, родня невесты выбегает из избы и, не впуская никого из поезжан, становится в воротах, спрашивая их: «Что вы за люди, мы не знаем вас». Дружки сразу вынимают из-за пазухи бутылку водки, налив каждому из невестиной родни по стакану, уничтожают эту преграду и свободно входят в избу. Помолившись Богу, они молча кладут на стол образ и хлеб (благословение жениха) и здороваются с одними девицами, сидящими около стола. А жених, со своею роднею, молча, не снимая шапки, стоит у порога, как бы незамеченный никем.

В это время девицы спрашивают дружек: «Что вы за люди?». Те отвечают: «Мы люди свадебные».- «По которой дороги вы ехали, по верхней ли, нижней или средней?» - «По верхней, - отвечают дружки, - по верхней  дороге птицы летают, по нижней вода протекает, а наш князь молодой ехал по средней дороге». – «А кого вам надобно?». – «Нам нужна молодая княгиня». – «Ее здесь нет». В ответ на это дружки кладут в блюдо несколько медных монет.

Девицы продолжают: «Наша княгиня отправлена в чужие дальние земли, сидит на стуле за 12 замками, за 3 железными  дверями, вышивает ковры шелками, а мы, девушки, около моря гуляли и ключи потеряли; извольте ключи достать и нам, девушкам, честь воздать». Те отвечают: «У нашего молодого князя есть невод шелковый, он рыбу ловил и ключи поймал», - кладут в блюдо мелкие деньги. Девушки возражают: «Что нам в меди, из меди не колокола лить, и ключи у нашей княгини были не медные, а серебряные». Те кладут серебро.

Девушки, смотря на серебро, продолжают: «У нашей княгини в доме был пол медный, потолок серебряный, а кровля крыта бумажками». Дружки  бросают несколько рублевых бумажек.

«Кто посадил вас здесь?» - девицы отвечают: «Нас посадила здесь наша молодая княгиня и велела сидеть день до вечера, и взять вам нечего. Уродился ли у вашего князя какой-нибудь хлеб?». Те вынимают из-за пазухи пирог и кусок говядины и кладут на стол.

«Дружки, дружки, верные служки, ехали дорогой, не видали ли зеленого столба?». Старший дружка вынимает бутылку водки, младший стакан и обносят всех девиц, сидящих около стола. Каждая девица выпивает  по стакану, иная по два и по три, так, что некоторые из них делаются веселые.

Выпив и закусив, девицы снова возражают дружкам, что «без ворона коня не выйдут из-за стола». Те вынимают из-за пояса по кнуту и без церемонии выгоняют ими девиц, выделяя каждой из них не более 3 копеек из блюда,  а остальные деньги обратно берут себе.

За столом при невесте остаются две самые близкие девицы, которые спрашивают дружек: «Покажите нам, что краснее солнышка, яснее светлого месяца, милее отца и матери?». Те выводят вместо жениха кого-нибудь из его родных, говоря: «Этого ли вам надобно?». – «Нам нужно молодого князя».

Наконец дружки выводят жениха и хотят посадить подле невесты. Одна из девиц, не допуская до невесты, говорит: «Заплатите мне, дружки, за место и подушку», а другая требует за косу. Те дают несколько медных монет, но вторая девица возражает, что «у нашей княгини коса была не медная, а серебряная». Те дают серебра 20-25 копеек, таким образом очищают место жениху и сажают его подле невесты. За женихом вся родня его садится за стол.

Затем старший дружка вызывает к столу невестину родню: «Родимый батюшко, прошу покорно пожаловать к винной чарке». «Родимая матушка», «Родимый сватушка» и так далее – всех гостей, находившихся в дому. В заключение вызывает самого жениха к винной чарке, который выпив пол рюмки, отдает другую половину допить невесте.

Дружка громогласно кричит: «Повидайтесь!». Невеста снимает покрывало и целует своего жениха. Потом продолжается обед, состоящий из трех перемен, во время которого жених и невеста ничего не едят.

После обеда отец и мать невесты, разостлав на полу шубу, ставят молодых на нее на колени, благословляют хлебом, три раза дотрагиваясь до спины.  Все время жених находится в шапке, показывая, что он выше всех, а невеста под покрывалом.

Дружка, завертывая в скатерть хлеб и образа, возражают, что концы скатерти коротки – не сходятся, а сваха тотчас дарит им платки.

Старший дружка, закричав: «Благослови Христос!» -  берет в одну руку руку жениха и невесты, а другой кнутом стегает по полу, крест-накрест, и таким образом выводит жениха с невестою из дому.

Жених берет невесту в охапку и сажает ее в сани к ее брату или родственнику, за ними едет весь поезд.

Отъехав полверсты – не более, жениховы дружки возвращаются в дом невесты и, извиняясь перед отцом ее, приглашают его к жениху: «Любезный сватушка! Опричь хором, со всем двором прошу пожаловать».

На пути свадебный поезд несколько раз останавливается: так дружка, едущий с невестою, сворачивают с прямой дороги, ведущей к погосту, и уезжают в боковые. Женихова родня догоняет их, просит ехать по настоящей дороге и поит невестиных поезжан водкою.  Напротив жениховы дружки часто останавливаются с женихом на дороге, говоря, что им не доехать до погоста, - завертки лопнули. Сваха дарит женихову родню платками, поясами.

После бракосочетания жениховы дружки несколько ранее отправляются в дом жениха сказать родителям, что молодые едут: «Приладься!». Отец, затеплив свечу, берет решето овса или жита, а мать, надев шубу навыворот (вероятно, показаться невестке, что она, как медведица, должна быть старшею в семействе), выходят на встречу молодым. В это время собирается около женихова дома вся деревня, старый и малый приходят смотреть на молодых.

Молодые входят в дом не через сени, а через двор. Старший дружка ведет их так же, как и из дому невесты, постоянно стегая кнутом, из опасенья какой-либо порчи. На крыльце отец осыпает их житом в знак пожелания им богатства.

Поздоровавшись с родителями, молодые сразу уходят в другую комнату. Здесь жених расплетает своей молодой косу, чешет ей голову и снова заплетает косу, вкладывая туда серебряную монету.

После этого молодые являются к отцу с матерью просить их благословения. Родители благословляют их, так же, как до венца.

Дружка ведет молодых за стол и ставит их в переднем углу. Жених стоит в шапке, молодая под покрывалом, а прочие гости сидят около стола. В это время впускают девиц и весь народ в избу. Дружка, взяв в руки кнут и куку, ввертывает платок и таким образом снимает его с невесты; потом спрашивает: «Если в этой новой горнице родный батюшка, родная матушка? Как умели своего чада воспитать – воскормить, на белых руках возносить, так умейте благословить». «Благословляете ли вы, миряне?» - спрашивает дружка, обращаясь к народу. Народ отвечает: «Бог благословит». После этого дружка подносит молодым стакан водки, выпив которую пополам, они целуются. Народ спрашивает: «А нам будет ли похмельного?» - на что дружка отвечает, что «у  нашего молодого князя будет мостина пива и решето вина» и просит похвалить молодую. Народ из всех сил кричит – «хороша, хороша» до трех раз, за что молодые кланяются.

В конце молодые отправляются в другую комнату, где вдвоем обедают, народ расходиться, остаются в доме гости – поезжане и девицы. Во время обеда девицы поют песни и пляшут.

Вечером, перед ужином, дружка приводит молодых  в избу и становит их в передний угол. Жених без шапки, а молодая без покрывала. Начинаются дары. Старший дружка вызывает к подаркам: «Родный батюшка! Прошу пожаловать к дорогим подаркам». Так же вызывает и мать, ей дарится платок. Одарив свекра и свекровь, молодая кланяется им в ноги. Далее одаривают всю родню женихову. После даров сама молодая вызывает своих свекра и свекровь и родных к винной чарке. За это одаривают ее.

После ужина дружка ведет молодых в спальню, перетряхивает постель, ударяет по ней несколько раз кнутом и сам ложится на нее. Сваха платком выкупает у дружки постель.

На другой день молодая, поклонившись свекру до земли, спрашивает его: «Что мне делать, батюшка?». Тот велит ей прибрать избу. Дружка приносит веник и отдает молодой. Она подметает, а гости кидают на пол всякий мусор и деньги, которые достаются молодой.

После этого «похмельный обед», дружки отправляются топить баню, не впуская в нее никого. Сами молодые ходят звать по деревне родных и соседей в баню.

В полдень молодая снова спрашивает свекра:  «Что мне делать, батюшка?». Тот отвечает: «Сходи за водой». В это время собирается к ключу вся деревня смотреть на молодую, и несколько раз выльют ей воду. Здесь же сваха выносит народу пирогов и пива, и это бывает последнее угощение

Вечером весь поезд отправляется гулять в дом невесты, где проводят времени не более суток.

Отец и мать невесты через неделю приезжают посмотреть свою дочь и позвать своего зятя в гости.

по книге В.Жекулина "Валдайская свадьба"


Большой свадебный портал
     
   

Добавить в каталог
Свадебные маршруты
ЗАГСы
Сарафанное радио
Как?
!




?


Как украсить свадебное торжество?